О педагогике
Вальдорфская педагогика возникла как часть духовной науки – антропософии, основанной Рудольфом Штайнером (1861-1925).
Антропософия рассматривает мир и человека, в их материальном и духовном, единообразно, используя научный метод познания. Так, в результате деятельности Р.Штайнера и его соратников, появляется не только духовная наука как таковая, но и многочисленные духовно-практические инициативы:
-
Вальдорфская педагогика;
-
Антропософская медицина;
-
Биодинамическое экологическое сельское хозяйство;
-
Формы социального самоуправления;
-
Новые стили в архитектуре, живописи, музыке, поэзии, театре, искусстве движения.
Вальдорфская педагогика родилась в 1919 году, когда в местечке Вальдорф (Германия) начала работать первая школа. Так появилось и наиболее распространенное наименование педагогики – по месту рождения; другое распространенное название: педагогика Штайнера.
В 1925 году в Штутгарте Элизабет фон Грюнелиус открыла первый вальдорфский детский сад.
В двадцатых годах ХХ в. в Европе появились лечебно-педагогические учреждения для детей с особенностями.
На сегодняшний день в мире на всех континентах работают примерно 900 вальдорфских школ, 2000 вальдорфских детских садов, 500 лечебно-педагогических учреждений.
В России вальдорфская педагогика развивается с конца 80-х годов ХХ века. В 1989 году открылся первый вальдорфский детский сад. В 1992 году – первые вальдорфские школы. На сегодня в России 70 вальдорфских групп и инициатив и 25 школ.
Вальдорфская педагогика содержит ряд принципов:
-
все дети имеют право на воспитание и обучение;
-
каждый ребенок является личностью;
-
воспитание и обучение строятся сообразно возрасту и индивидуальным особенностям детей;
-
воспитание дошкольников опирается на здоровый пример и свободное детское подражание, обучение в младшей школе – на авторитет учителя, обучение в старшей школе вырабатывает личностную самостоятельность;
-
воспитание и обучение создают здоровую телесную и душевную основу для развития личности в течение всей жизни.